Что нужно знать взрослому, начинающему обучать ребёнка основам грамоты

Добрый день, уважаемые родители!

Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребёнком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьёзных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. Начиная осваивать азбуку, ребенок должен представлять, что такое звуки речи. Он должен научиться делить слова на слоги и звуки, усвоить довольно сложную систему графических символов (букв), обозначающих звуки речи.

Что нужно знать родителям?

1. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо - это перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв в звучащую речь.

2. Знакомству и работе ребенка с буквами предшествует звуковой период обучения.

3. Ребёнок должен сначала усвоить не названия букв, а обозначаемые ими звуки: Б, БЬ, а не «бэ», Н, НЬ, а не «эн», Л, ЛЬ, а не «эл» и т.д.

4. Не смешивайте понятие звук и буква. Помните: звук мы слышим и произносим, а букву - видим и можем ее писать.

5. Звуки, а не буквы помогут ребёнку в синтезе слогов и слов.

6. Ребенок должен так же почувствовать разницу гласных и согласных звуков:

- Гласные звуки: А У И О Э Ы (Гласных звуков всего шесть). Почему эти звуки называют гласными? «Гласный звук свободно льётся и как песенка поётся». Когда мы произносим гласный звук, воздух выходит изо рта свободно, не встречая преграды.

- Согласные звуки. Звук согласный, потому что воздушная струя при произнесении звука встречает преграду – губы, зубы, язык. Звуки согласные бывают твёрдые и мягкие. Твёрдый согласный звук мы обозначаем синей фишкой. Мягкий согласный звук мы обозначаем зелёной фишкой. Если видим А, О, Э, У, Ы Звуки слышим твердо мы! Если вижу Е, Ё, И, Ю, Я Звуки слышу мягко я.

Согласные звуки бывают звонкие и глухие.

Звук звонкий согласный, потому что работает голосок. Как это проверить? Приложи тыльной стороной ладонь к горлу и произнеси «М-М-М», чувствуешь, как дрожит горло – это работает голос. А можно закрыть уши руками и послушать, как звучит голос. Звонкий звук мы обозначаем колокольчиком.

Звук глухой согласный, потому что голосок не работает. Как это проверить? Приложи тыльной стороной ладонь к горлу и произнеси «Ф-Ф-Ф», почувствуй, дрожит ли горло, работает ли голос. А можно закрыть уши руками и послушать, звучит ли голос. Глухой звук мы не обозначаем колокольчиком.

7. Знакомство с обликом и именем буквы это последующий этап. Поэтому, показывая букву, следует соблюдать некоторые правила:

- Надо произносить не ее официальное название, а тот звук, который эта буква обозначает. Звук этот надо утрировать и при показе буквы и при произнесении слов с этой буквой.

- Вводя букву, надо подобрать как можно больше слов на эту букву, картинки.

- Вводя букву, давайте ребенку только их печатные образцы.

8. Необходимой функцией является моторика - развитие кисти и пальцев руки, которая важна для овладения письмом. Родители должны обращать внимание на подготовку руки ребенка к письму. У некоторых детей неправильно сформирован навык держать карандаш, ручку. Одни держат слишком далеко или близко к нижнему кончику, другие неверно располагают пальцы. В этих случаях старайтесь больше объяснять и показывать, для этого необходим строгий контроль со стороны взрослого.

9. Письменная речь является продолжением устной речи. Если у вашего ребёнка есть трудности в развитии устной речи (например, со стороны звукопроизношения, грамматической или лексической стороны речи), это может впоследствии вызвать нежелательные результаты и в развитии письменной речи – дислексию (нарушению чтения) и дисграфию (нарушению письма). Подготовка к обучению грамоте в детском саду поможет ребенку в дальнейшем в период обучения в начальной школе избежать ошибок при чтении и письме. Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие «открытия» для себя и с радостью идет на каждое занятие.

Желаю вам успеха !