Роль слухового восприятия в коррекции звукопроизношения
Одной из частых причин нарушения звукопроизношения у детей являются затруднения в слуховой дифференциации звуков речи(т.е. различение их на слух). Эти затруднения выражаются в том, что ребёнок не улавливает различия в звучании близких звуков (С - З; С - Ц; С - Ш; Р – Л и др.). В результате этого слова типа миска-мишка и лак-рак, различающиеся в произношении только одним звуком, воспринимаются на слух ребёнком на слух как совершенно одинаковые.
Если положить перед таким ребёнком две картинки, на одной из которых нарисован мишка, а на другой изображена миска и попеременно называть эти картинки, а затем предложить ребёнку соответственно их показать, то он оказывается не в состоянии это сделать. При этом ребёнок хорошо понимает разницу в самом значении названных слов. Так, если попросить ребёнка показать плюшевого мишку и синюю миску, то он сразу и без особого труда справляется с заданием.
Дефекты звукопроизношения, связанные с нарушением слуховой дифференциации звуков речи коварны тем, что с началом школьного обучения они обычно начинают отражаться на письме. Ребёнок как говорит, так и пишет – суба вместо шуба. Это объясняется тем, что в ходе проговаривания ребёнок заменяет одни звуки речи другими, что неизбежно приводит и к соответствующим буквенным заменам на письме.
Из всего ранее сказанного , можно заключить, что «с возрастом», без специальной работы, не пройдут те ошибки в произношении звуков речи, которые обусловлены неразличением заменяемых звуков на слух. В развитии слухового восприятия большую помощь могут оказать сами родители.
Начинать эту работу лучше «издалека». С этой целью лучше отождествить неразличаемые ребёнком звуки с какими-либо неречевыми звуками из окружающей природы. Например, звук «С» можно отождествить со свистом или с шумом вытекающей холодной воды из водопроводного крана; звук «Ш» - с шумом листвы деревьев при сильном ветре; «З» - с писком комара или со звуком звонка; «Ж» - с жужжанием жука и т. п.
Развитие слуховой дифференциации звуков проводится в форме игры. Например, взрослый продолжительно и громко произносит звук «З», а затем спрашивает ребёнка: «Кто это, жук или комар?». То же самое проделывается и с другими неречевыми звуками. Лишь после того, как ребёнок усвоит наиболее характерные признаки звучания неречевых звуков и научится без труда отличать, например, свист от шума, можно переходить к упражнениям в различении речевых звуков. Сначала эти звуки дифференцируются в изолированном звучании (С…, Ш…). а затем и в словах типа мишка – миска. Ребёнок при этом показывает называемые взрослым картинки или игрушки.
Остаётся только обеспечить ребёнку необходимый образец для подражания в виде правильного произношения окружающими взрослыми людьми как можно большего количества слов с этим звуком. Всей этой работой одновременно обеспечивается и предупреждение у ребёнка ещё до школьного обучения упомянутых выше нарушений письма.