Обогащение словарного запаса у дошкольников с ТНР-ОНР
При обогащении у детей с ТНР-ОНР словарного запаса используются разнообразные приёмы, направленные прежде всего на развитие активного внимания, умение вслушиваться в обращённую речь выделять в ней названия предметов, действий признаков.
Полезно использовать рассматривание сюжетных картин. При этом вопросы ребёнку задаются таким образом, чтобы помочь понять не только основную сюжетную линию, но и причинно-следственные отношения, дать эмоциональную оценку увиденного.
В процессе общения с ребёнком можно задавать и провокационные вопросы, типа: «Что помогает птице летать ? А у кошки есть крылья?. Необходимо закреплять обобщающее значение слов: « Покажи и назови всех, у кого есть крылья».
Для активизации словарного запаса детям можно предложить:
1. самостоятельно назвать предмет, действие, признак;
2. закончить предложение, вставив необходимые по смыслу слова;
3. подбор существительных, глаголов, прилагательных к словам.
Занимаясь с ребёнком возможны разные приёмы подсказки нужного слова: интонационное выделение слова, называние первой части слова, образца.
Большую роль в расширении объёма лексического запаса играет обучение детей навыкам словообразования. Уточнение слов связано с необходимостью направленности внимания детей на звучание частей слова. Важно показать, как с изменением их звучания меняется сам смысл слова (кот-котик, куб-кубик, рот-ротик и т. п.).
Для закрепления новых слов в самостоятельной речи, дети повторяют вслух за взрослым предложенный образец, а затем самостоятельно составляют предложения («У Лены кукла, а у Леночки куколка»).
При этом можно использовать:
1. демонстрацию действий
2. демонстрацию картинок
3. опорные слова
4. вопросы.
Усвоение значений слов происходит в процессе предметной деятельности, в широком речевом потоке, где слово оказывается в различных лексических отношениях с другими словами.