Нарушение слоговой структуры слова и её коррекция

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребёнком двух- и трёхсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.

Таким образом, раннее выявление речевой патологии и своевременная её коррекция важнейшая задача, стоящая перед педагогами и родителями детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений слоговой структуры слова:

1. Игры и упражнения на развитие слухового внимания на материале неречевых звуков («Где позвонили?», «Узнай музыкальный инструмент по звуку», «Сколько раз ударили в барабан?»)
2. Работа над ритмом: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом и т. п. (Хлопни в ладоши столько раз, сколько точек на кубике)
3. Произнеси звук А столько раз, сколько я хлопну в ладоши.
4. Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике.
5. Взрослый отстукивает ритм, а ребёнок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-аа; аа-А; ААА; ааа и т. п.
6. Составление всевозможных слогов из предложенных звуков (Игра «Кто больше?»)
7. Сосчитай сколько слогов произнёс взрослый, сосчитай сколько слогов в слове.
8. Наращивание слогов (Игра «Скажи на один слог больше, чем я»)
9. Уменьшение количества слогов (Игра «Скажи на один слогов меньше, чем я»)
10. Игра «Скажи наоборот» (Игра с мячом): СА-АС; ТСА-АТС.

Рекомендуется проводить подвижные игры сопровождающиеся речевым материалом (потешки, считалки, скороговорки).

Чем раньше начнётся работа по коррекции слоговой структуры слова, тем меньше вероятности, что у ребёнка будут проблемы с письмом и чтением в школе.