Артикуляционная гимнастика для всех !

Уже с младенческих дней ребёнок проделывает массу разнообразных движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения бормотанием, лепетом. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребёнка, они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни.

Родители должны чётко знать, какие звуки у ребёнка нарушены, знает ли он названия частей своего тела, артикуляционных органов (язык, губы, нёбо, мягкое нёбо. маленький язычок) и как ориентируется в них. Как ваш ребёнок ориентируется в пространстве, может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу, различает ли он правую и левую руку. Без всего этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.

Заниматься нужно в хорошо проветренном помещении. Взрослый и ребёнок садятся перед зеркалом, чтобы ребёнок хорошо видел своё лицо и лицо взрослого.

Помните, что упражнения необходимо выполнять без напряжения, в спокойном темпе. Чаще хвалите ребёнка, и ни в коем случае не высказывайте недовольство, если что-то не получается. Чтобы у ребёнка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться скучно. Нужно вовлечь ребёнка в активный процесс, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения. Для этого лучше всего использовать игру.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

  • улучшить кровоснабжение артикуляционных органов;
  • улучшить подвижность артикуляционных органов;
  • укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
  • научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
  • уменьшить напряжённость артикуляционных органов;
  • подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

 Перед вами комплекс общей артикуляционной гимнастики, который поможет в исправлении всех нарушенных у ребёнка звуков:

1. Упражнение «Окошко»: На счёт «раз» широко открыть рот, на счёт «два» закрыть рот (окошко закрыто).

2. Упражнение «Улыбка» («Заборчик»): Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до 5. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперёд.

3. Упражнение «Трубочка»: Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до 5.

4. Упражнение «Улыбка-трубочка»: На счёт «раз-два» чередовать упражнения « Улыбка» - « Трубочка».

5. Упражнение «Лопаточка»: Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язычок на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до 5. Важно следить , чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

6. Упражнение «Толстячок»: 1.Надувание обеих щёк одновременно. 2.Надувание правой и левой щёк попеременно ( перегонка воздуха из одной щеки в другую).

7. Упражнение «Худышка»: Втягивание щёк в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах. 8. Упражнение « Печём пирожки»: Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая.

9. Упражнение «Причешем язычок»: Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка.

10. Упражнение «Чашечка»: Губы в улыбке. Рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

11. Упражнение «Часики»: Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остаётся неподвижной.

12. Упражнение «Качели»: Улыбнуться открыть рот. На счёт «раз-два» поочерёдно упираться язычком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

13. Упражнение «Почистим зубки»: Улыбнуться , приоткрыть рот. Кончиком языка подвигать по очереди за нижними и за верхними зубами. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

14. Упражнение «Лошадка»: Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

15. Упражнение «Грибок»: Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке.

Комплекс выполняется ежедневно, в течение 10 минут.