Развитие просодических компонентов речи
Эффективность логопедической работы зависит от воспитания у детей просодических компонентов речи (тембра, паузации, ритма, темпа, логического ударения, интонационной выразительности).
Взрослым необходимо обратить внимание на воспитание правильного темпа и ритма речи. При ускоренной речи у ребёнка наблюдается пропуск некоторых звуков. При замедленном темпе, речь оказывается тягуче растянутой, вялой, монотонной. Чрезмерно ускоренную или замедленную речь детей важно перевести на естественный темп, поэтому необходимо последить, чтобы ребёнок чётко артикулировал звуки, делал опору на ударные гласные в словах.
Разделение речи паузами усиливает эмоциональный смысл слов, придаёт им особое значение. Особое место занимает ритмическая пауза в стихотворных текстах. В конце каждой строки обязательно соблюдается стиховая пауза:
Паузы
|
|||
№ п/п | Знаки препинания | Счёт | Обозначение |
1.
|
,
|
Раз
|
/
|
2.
|
. - :
|
Раз, два
|
//
|
3.
|
? ! …
|
Раз, два, три
|
///
|
4.
|
Красная строка
|
Раз, два, три, четыре
|
////
|
5.
|
После прочтения заглавия
|
Раз, два, три, четыре, пять
|
/////
|
Например:
«Соловей» /////
Каждый год в кустах калины
Соловей поёт весной.//
Голос тонкий, / соловьиный
За окном звенит струной. //
В работе над правильным темпом и ритмом речи, над паузацией можно активно использовать считалки. Нельзя слова делить на слоги.
Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слов и выражает иногда больше, чем слова. Очень хорошо использовать сказки, басни, где ребёнок может подражать голосам героев (сказки: «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Теремок»; басни: «Волк и ягнёнок», «Стрекоза и муравей» и др.)